Логические и методологические аспекты проблематики искусственного интеллекта

АВТОР - Д.Ф. Алиев

Доктор философии в области бизнес-права (PhD), доктор делового администрирования в области финансов (DBA), кандидат экономических наук, первый проректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет».

 

В феврале 2018 года журнал MIT Technology Review (Журнал инноваций Массачусетского технологического института) опубликовал обзор большого исследования за авторством 26-ти представителей от Оксфордского университета, Кембриджского университета, Фонда электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), а также некоторых других известных некоммерческих организаций и частных компаний, под названием «Вредоносное использование искусственного интеллекта (ИИ): прогнозирование, предотвращение и смягчение» [1]. Основным содержанием обзора было описание основных негативных сценариев применения искусственного интеллекта. Достаточно высоко оценив успехи в области ИИ и позитивность его практического применения, авторы отметили, что создаваемые наработки являются потенциальными инструментами в руках «преступников, оперативников и деспотов». Наличие подобных рисков позволяет полагать, что некоторые исследования в области ИИ необходимо проводить под грифом секретности.

Уже через год, в феврале 2019-го, один из директоров компании OpenAI Джек Кларк (Jack Clark) заявил MIT Technology Review, что их компания разработала и запустила языковый алгоритм общего назначения, обучив его на сетевом объёме более 45 млн. страниц обычного текста из Reddit (одного из самых посещаемых сайтов мира, сочетающего черты социальной сети, форума и системы голосования). Отметим, что практически у всех конкурентов OpenAI на тот момент времени, а у многих – и по сей день, необходима специальная подготовка обучающей фактуры, которая требует больших затрат времени и денежных средств, увеличивает риски калибровки, и при этом качество готового продукта снижается. После обучения на нескольких миллиардах слов алгоритм OpenAI оказался пригоден не только для использования в переводах и ответах на вопросы, но и показал эффективность в генерации фантастических рассказов и новостей о событиях, которые никогда не происходили.

Дж. Кларк так оценивал перспективы разработанной технологии: «совершенно очевидно, что, если эта технология созреет – а я бы дал ей один или два года – она может быть использована для дезинформации или пропаганды», однако продолжение цитаты «we’re trying to get ahead of this», можно понять диаметрально противоположно, и как «мы постараемся помешать», и как «мы её возглавим».

Подсказку к смыслу сказанного даёт то, что даже MIT, одному из крупнейших исследовательских институтов Америки, команда разработчиков Илона Маска передала на тестирование версию своего алгоритма с усечённой функциональностью. Ещё через год, весной 2020-го года, компания OpenAI опубликовала свой знаменитый алгоритм обработки естественного языка третьего поколения GPT-3 (Generative Pre-trained Transformer) на 175 млрд. параметров (для сравнения - лучшая цифра Сбербанка – 13 млрд. для ruGPT-3) [2].

Летом того же года OpenAI открыла клубный API-доступ, объяснив ограничения желанием контролировать использование технологии и ограничивать доступ тем, кто ей «злоупотребляет». А осенью 2020 г. Microsoft получил от OpenAI эксклюзивную полную лицензию на использование GPT-3 в своих продуктах и доступ к исходному коду технологии.

Рассмотренный кейс комментирует лишь один, причём объективно средний по важности, взгляд на проблематику искусственного интеллекта. Как заявил Дж. Кларку его коллега Ричард Сочер (Richard Socher), научный руководитель другого калифорнийского ИТ-гиганта – компании Salesforce, «для создания фальшивых новостей не нужен искусственный интеллект; люди сами могут легко это делать». Однако, безусловно, в текущих обстоятельствах этот литературотворческий аспект искусственного интеллекта представляет, пожалуй, наибольший интерес и является предметом активного научного дискурса.

Запросить медиа-кит и прайс