Логические и методологические аспекты проблематики искусственного интеллекта (Часть 2)

АВТОР - Д.Ф. Алиев

Доктор философии в области бизнес-права (PhD), доктор делового администрирования в области финансов (DBA), кандидат экономических наук, первый проректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет».

 

СТЕПЕНЬ ОХВАТА ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

С позиции основного содержания данной работы наибольший интерес представляет собой фундаментальная суть тематики искусственного интеллекта, а также вопросы его фактического распространения и отдельные прикладные аспекты.

Группа экспертов американской компании McKinsey & Company еще в 2017 опубликовала своё исследование распространённости систем искусственного интеллекта в индустриях нашей жизни [3], в котором приводится рыночная доля компаний, использующих в своей основной или перспективной деятельности как минимум одну систему ИИ, и траектории спроса на системы ИИ в оценке средних ожиданий в предстоящие 3 года. Все данные взвешены по размеру компаний и, поскольку заявленный в исследовании период уже прошёл, можно с уверенностью говорить, что сегодня уровень оснащения технологиями ИИ нашей жизни точно превышает приведенные в исследовании ожидаемые показатели.

Нам же важно, что системы ИИ уже в 2019-м году были материальны в 7-ми отраслях:

  • хайтек и телекоммуникации;
  • финансовая сфера;
  • машиностроение и конструкторская деятельность;
  • энергетическая сфера и природные ресурсы;
  • средства массовой информации и масскультура;
  • транспорт, перевозки и логистика;
  • товары народного потребления.

Также уже на тот момент появилось еще 6 отраслей, рассматривающих технологии ИИ в качестве перспективных: розничная торговля, образование, здравоохранение, строительная индустрия, профессиональные сервисы, туристическая индустрия и пассажирские перевозки (Рис. 1).

Leaders in the adoption of AI also intend to invest more in the near future compared with laggards

Рис. 1. Вовлеченность компаний в сферу технологий ИИ (по отраслям) [1]

Таким образом, можно утверждать, что сфера использования искусственного интеллекта, при всех его недостатках и проблемах (о которых будет сказано ниже), уже сложилась, приобрела все признаки социального феномена, становится общественно и социально значимой и нуждается в институционализации. Российский государственный социальный университет обязан, согласно его уточнённой стратегии развития, участвовать в этом социально-экономическом процессе.

 

[1] Источник: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/advanced%20electro… artificial%20intelligence%20can%20deliver%20real%20value%20to%20companies/mgi-artificial-intelligence-discussion-paper. ashx

Заказать репортаж